Живой: различия между версиями

Материал из Терминологии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
'''Живой''' - субъективная характеристика [[состояние|состояния]] объекта, реакцию тела которого в ответ на раздражители субъект способен «увидеть» ([[Ощущение|ощутить]], [[проявление|проявить]]).
+
'''Живой''' - субъективная характеристика [[состояние|состояния]] объекта, реакцию [[Плоть|плоти]] которого в ответ на раздражители [[субъект]] способен «увидеть» ([[Ощущение|ощутить]], [[проявление|проявить]]).
  
Если этого не происходит, человеческие существа считают, что объект [[неживой]].
+
Если этого не происходит, то люди относят данный объект к категории [[Неживой|неживых]].
  
  

Версия 08:54, 30 июня 2024

Живой - субъективная характеристика состояния объекта, реакцию плоти которого в ответ на раздражители субъект способен «увидеть» (ощутить, проявить).

Если этого не происходит, то люди относят данный объект к категории неживых.


Субъективность понятия <живое> и <неживое>

Но тогда получается, что такие понятия как «живое» и «неживое» – это субъективные понятия? Ведь мир у каждого конкретного человеческого существа свой, соответственно, одно человеческое существо сможет увидеть и ощутить реакцию объекта на то или иное воздействие, а другое нет. Следовательно, для первого человеческого существа исследуемый объект будет живым, а для другого неживым.

Конечно же, для определения «живости», возможно использование инструментальных средств (чувствительных приборов для измерения величин различных родов физических величин).

Но сразу следует отметить следующее - даже при использовании инструментальных средств измерения, результат измерений все равно должен быть проявлен субъектом в виде ощущений.


 «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует. Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях, может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя в зачатке (потенциально) жива».
 Константин Циолковский, «Монизм Вселенной», 1923 г.


 «Во всей Вселенной, и живой, и мертвой, мы видим только одно: движение сущности и физико-химические явления. Не может быть поэтому и качественной разницы между живым и мертвым. Все живо, но по-разному. Разница же только в количестве, в форме, в интенсивности. Слова живое и мертвое — условны.»
 Константин Циолковский, «Этика или естественные основы нравственности», 1902-1903 гг.
 «Но целесообразность вселенной (космоса) была бы неполной, если бы весь он не представлял одну живую массу. В математическом смысле это так, ибо нет материи, которая бы не могла принять образ животного, человека или даже высшего существа. И еще потому, что нет качественной разницы между органическим и неорганическим: границы между тем и другим условны и неопределенны. В самом деле, одни и те же силы и законы проявляются как в живом, так и в "мертвом". Мы усиленные механические, физические и химические явления в животном условно называем бытием, а слабые проявления тех же сил — небытием или смертью.
 Итак, космос, в математическом смысле, живая масса. Малая часть его всегда обладает условным бытием. Но эта часть переходит в условное небытие, чтобы уступить жизнь другой части материи. Так поочередно все части космоса принимают сложный образ и условное бытие. Время небытия проходит незаметно, как в обмороке. Его как бы нет. Времена же жизни сливаются для любой определенной массы материи в одно бытие. Итак, целесообразность мира еще состоит в том, что нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью. Действительно, непрерывное перемешивание материи в периоды разрушения и создания небесных тел, ни одну часть вещества не избавляет от участия в животной жизни. Даже центры солнц, планет и туманностей не могут ее избежать.»
 Константин Циолковский, «Разум космоса и разум его существ», 1933 г.

Вся материя жива

На основании того, что:

  • неживой - это субъективная характеристика объекта, данная ему субъектом;
  • Любой фрагмент материи, проявленный субъектом и отображенный им в виде объекта обладает отзывчивостью;
  • Наличие раздражимости является классическим критерием, по которому человеческие существа отличают сегодня «живое» от «неживого»;
  • Нераздражимых объектов не существует, существуют пороги восприятия у объектов (минимальные величины раздражителей, достаточные для проявления раздражимости у объекта);

можно утверждать:

Разделение фрагментов одной и той же материи на «живую» и «неживую» субъективно…

Вся материя жива.

Материя состоит исключительно из живых объектов.


А отнесение конкретным субъектом того или иного объекта к категории живого или неживого связано либо с чувствительностью каналов приема и обработки информации тела субъекта или с характеристиками приборов, используемых субъектом для измерений. И не более того…


 «Действительно, мы имеем цепь существ от разумных до одноклеточных. Где же прерываются чувствительность и жизнь? На каком звене этой цепи они заканчиваются? Раз мы этого не можем сказать, то значит она везде есть, но в разной сте¬пени. Как бесконечно разнообразны числа, так различны по своей силе ощущения организмов.
 …..
 Неорганическая материя жива, но жива в условном смысле. Для нее нет времени и нет ощущений, какие испытывают животные. Это нечто невообразимо слабое: лишь в математи¬ческом смысле это жизнь. Она так слаба, что мы справедливо называем ее небытием.
 …..
 Все тела отзывчивы, т.е. они претерпевают заметные или незаметные изменения в своих свойствах от воздействия сил природы, или перемены условий. Это есть общее свойство всех тел, подобное рефлективности животных. Такое же общее свойство чувствительности относится, вероятно, и ко всем телам вселенной.
 Сначала мертвая материя производит едва чув¬ствующие механизмы, потом эти механизмы усложняются и начинают отражать вселенную все более и более по¬дробно, все более и более верно (сначала, как зеркала тусклые и неправильной формы, потом как отшлифо¬ванные сферические и плоские). Человеческая наука это уже начинает осуществлять. Более зрелые суще¬ства иных планет достигли того в высшей степени. Это познание дало им и техническое могущество. Вот одно из высочайших свойств космоса: рождать на своих планетах высочайший и могущественный разум. Вывод того разума таков: чтобы ему было хорошо, надо чтобы в мире не было никаких страданий.»
 Константин Циолковский, «Совершенство законов вселенной», 1934 г.