Сущность: различия между версиями
Mykola (обсуждение | вклад) |
Mykola (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Термин '''сущность''' имеет несколько основных значений: | Термин '''сущность''' имеет несколько основных значений: | ||
− | * '''Сущность''' (в философии) - внутреннее содержание | + | * '''Сущность''' (в философии) - внутреннее содержание [[предмет|предмета]] в виде единства всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства. |
* '''Сущность''' – условное наименование объекта с [[Невещественное|невещественным]] телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его [[Проявление|проявления]]. | * '''Сущность''' – условное наименование объекта с [[Невещественное|невещественным]] телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его [[Проявление|проявления]]. |
Версия 02:21, 4 июля 2021
Термин сущность имеет несколько основных значений:
- Сущность (в философии) - внутреннее содержание предмета в виде единства всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.
- Сущность – условное наименование объекта с невещественным телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления.
Содержание
Пояснение «на пальцах» слова-понятия Сущность
Представим себе телевизионный приемник. Самое существенное его свойство – способность показывать зрителям телевизионные передачи, которые созданы невидимыми для зрителя Создателями. Без наличия этого свойства телевизора не существует. Это уже будет не телевизор, а просто ящик с радиодеталями.
Именно поэтому, телепередачи – это и есть Сущности телевизионного приемника. А телевизионный приемник плюс все возможные телепередачи (все формы проявления его Сущности) – это и есть форма существования телевизионного приемника.
Поиск существенных свойств
Субъекты постоянно ведут поиск существенных свойств (Сути) проявляемых ими объектов, но результат этого поиска зависит от:
- качества инструмента - (ТЕЛА человеческого существа);
- качества разработанной и применяемой субъектом методики процесса познания;
- объема систематизированных и осмысленных субъектом СУЩЕСТВЕННЫХ свойств отображенных им объектов, процессов и явлений;
- качества выполненных субъектом работ (качества осмысленных субъектом СУЩЕСТВЕННЫХ свойств отображенных объектов, процессов и явлений).
В результате проведенных работ, все проявленное и осмысленное субъектом может быть, как очень близко от СУТИ познаваемого, так и очень далеко от него.
Сущности - неотъемлемые атрибуты объектов
СУЩНОСТИ (существенные свойства) — неотъемлемые атрибуты любых объектов. Так как ПРОЦЕСС - последовательная смена состояний объекта, а ЯВЛЕНИЕ – это совокупность процессов, то можно утверждать, что:
ФОРМЫ проявления СУЩНОСТЕЙ – ПРОЦЕССЫ и ЯВЛЕНИЯ, связанные с познаваемыми объектами как фрагментами Мироздания.
Сущность как самостоятельное сущее
«Наш» Мир полон Существ, имеющих тела на основе известного нам вещества.
Но в различных источниках материальной культуры человечества: литературе, архитектуре, скульптуре и т.д. очень часто отображаются объекты, которые не имеют тел вещественной природы. К такого рода объектам можно отнести «ангелов», «архангелов», «духов», «призраков» и множество иных им подобных объектов.
Эти объекты часто называют одним общим термином - Сущности.
Приложив усилия в виде изучения множества источников, описывающих слово-понятие Сущность, можно увидеть, что практически все толкования этого понятия отражают один или несколько аспектов конкретного объекта, а не объект целиком. Это происходит потому, что информация об этих объектах относится к «тайным знаниям», т.е. их невозможно точно описать текстом или словами, а можно только проявить (воспринять).
Процесс познания Сущностей
Процесс познания СУЩНОСТЕЙ выглядит примерно следующим образом:
- Желая познавать Мир (в наиболее широком смысле) субъект прилагает усилия для познания различных фрагментов Мироздания, концентрируя на них свое внимание для целей организации своего процесса познания;
- Субъект познает фрагмент Мироздания исключительно методом его проявления (восприятия) с применением своего ТЕЛА как инструмента; ТЕЛО субъекта имеет свою «щель познания», так как рецепторы тела способны воспринимать раздражители в ограниченных диапазонах различных родов физических величин;
- Использование «щели познания» позволяет субъекту проявить (воспринять) только часть состояний познаваемого фрагмента Мироздания, которую субъект затем отображает в виде объектов, процессов и явлений; Соотношение проявленных и непроявленных субъектом состояний познаваемого фрагмента Мироздания может быть любое. Именно это соотношение и показывает качество проявления (восприятия);
- СУЩЕСТВЕННЫЕ свойства фрагмента Мироздания познаются субъектом путем изучения его СУЩЕСТВЕННЫХ свойств, отображенных субъектом в результате процесса познания. Информация о СУЩЕСТВЕННЫХ свойствах познаваемого фрагмента Мироздания искажается субъектом при прохождении через ТЕЛО субъекта;
- Степень искажения субъектом информации о свойствах фрагмента Мироздания зависит от уровня духовного развития субъекта; от ширины диапазонов значений различных родов физических величин его «щелей познания»;
- Объем познания субъектом фрагмента Мироздания прямо пропорционален объему отображенных им объектов, процессов и явлений, связанных с познаваемым фрагментом, а также с объемом осмысленных и систематизированных им СУЩЕСТВЕННЫХ свойств этого фрагмента;
- Так как вся Материя «жива», то и СУЩНОСТИ, проявленные субъектом, представляют собой «живые» объекты, являющиеся «частями» познаваемого фрагмента Мироздания;
- Фрагмент Мироздания может проявляться субъектом в виде неограниченного количества СУЩНОСТЕЙ, формирующих наиболее СУЩЕСТВЕННЫЕ (постоянные и определяющие) его свойства;
- Фрагмент Мироздания после своего проявления субъектом может отображаться им как в виде ВЕЩЕСТВЕННЫХ, так и в виде НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ объектов;
Любые описания объекта, процесса или явления – результат осмысления субъектом проявленной информации, результат описания их СУЩЕСТВЕННЫХ свойств.
Фрагменты Мироздания проявляется субъектом в виде ощущений и отображается им в виде объектов с присущими им СУЩЕСТВЕННЫМИ свойствами. Именно СУЩЕСТВЕННЫЕ свойства (СУЩНОСТИ) отображенных объектов будут для субъекта той основой, которую он будет осмысливать (сопоставлять параметры отображенного объекта с имеющимися у него параметрами иных объектов, прогнозировать наличие различных свойств объекта, разрабатывать варианты использования объекта в своей деятельности и т.д.).
Современные словари о термине Сущность
«СУЩНОСТЬ (также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.» Философский энциклопедический словарь. 2010.
«СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. » Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
«СУЩНОСТЬ (в философии): внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.» Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
«СУЩНОСТЬ - философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении.» Энциклопедический словарь. 2009.
«СУЩНОСТЬ - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.» Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.
«СУЩНОСТЬ. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.» Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
«СУЩНОСТЬ — совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.». Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
«СУЩНОСТЬ (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.» Новейший философский словарь. 2009.
Невзирая на важность понятия СУЩНОСТЬ для описания любых объектов, в философии ХХ-ХХI веков понятие СУЩНОСТЬ практически не употребляется. И этому есть своя причина. Б. Рассел пишет:
«…безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь — не может». Философский энциклопедический словарь, Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с., ISBN 5–8297–0050–6
Слова-дополнения глубинного смысла для слова-понятия Сущность
Какой глубинный смысл кроется в слове-понятии Сущность?
Такие слова, как «главное», «зерно», «квинтэссенция», «идея», «основа», «ядро», «суть», «смысл» и многие другие – не являются синонимами слова-понятия СУЩНОСТЬ в полном смысле этого слова, а только дополняют понимание его глубинного смысла на основании словаря синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 г.:
- Главное;
- Душа;
- Естество;
- Зерно;
- Идея;
- Ипостась;
- Квинтэссенция;
- Натура;
- Начало;
- Нутро;
- Основа;
- Основное;
- Основное свойство;
- Остов;
- Первооснова;
- Природа;
- Природность;
- Присущность;
- Секрет;
- Сердцевина;
- Содержание;
- Субстанция;
- Суть;
- Существо;
- Сущностность;
- Эссенция;
- Явленность;