Сущность: различия между версиями

Материал из Терминологии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
 
Термин '''сущность''' имеет несколько основных значений:
 
Термин '''сущность''' имеет несколько основных значений:
  
* '''Сущность''' — философская категория, обозначающая внутреннее содержание объекта, выражающаяся в единстве всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.  
+
* '''Сущность''' (в философии) - внутреннее содержание объекта в виде единства всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.  
  
 
* '''Сущность''' – условное наименование объекта с [[Невещественное|невещественным]] телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его [[Проявление|проявления]].
 
* '''Сущность''' – условное наименование объекта с [[Невещественное|невещественным]] телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его [[Проявление|проявления]].

Версия 02:18, 4 июля 2021

Термин сущность имеет несколько основных значений:

  • Сущность (в философии) - внутреннее содержание объекта в виде единства всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.
  • Сущность – условное наименование объекта с невещественным телом, способного к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления.


Пояснение «на пальцах» слова-понятия Сущность

Представим себе телевизионный приемник. Самое существенное его свойство – способность показывать зрителям телевизионные передачи, которые созданы невидимыми для зрителя Создателями. Без наличия этого свойства телевизора не существует. Это уже будет не телевизор, а просто ящик с радиодеталями.

Именно поэтому, телепередачи – это и есть Сущности телевизионного приемника. А телевизионный приемник плюс все возможные телепередачи (все формы проявления его Сущности) – это и есть форма существования телевизионного приемника.


Поиск существенных свойств

Субъекты постоянно ведут поиск существенных свойств (Сути) проявляемых ими объектов, но результат этого поиска зависит от:

  • качества инструмента - (ТЕЛА человеческого существа);
  • качества разработанной и применяемой субъектом методики процесса познания;
  • объема систематизированных и осмысленных субъектом СУЩЕСТВЕННЫХ свойств отображенных им объектов, процессов и явлений;
  • качества выполненных субъектом работ (качества осмысленных субъектом СУЩЕСТВЕННЫХ свойств отображенных объектов, процессов и явлений).

В результате проведенных работ, все проявленное и осмысленное субъектом может быть, как очень близко от СУТИ познаваемого, так и очень далеко от него.


Сущности - неотъемлемые атрибуты объектов

СУЩНОСТИ (существенные свойства) — неотъемлемые атрибуты любых объектов. Так как ПРОЦЕСС - последовательная смена состояний объекта, а ЯВЛЕНИЕ – это совокупность процессов, то можно утверждать, что:

ФОРМЫ проявления СУЩНОСТЕЙ – ПРОЦЕССЫ и ЯВЛЕНИЯ, связанные с познаваемыми объектами как фрагментами Мироздания.


Сущность как самостоятельное сущее

«Наш» Мир полон Существ, имеющих тела на основе известного нам вещества.

Но в различных источниках материальной культуры человечества: литературе, архитектуре, скульптуре и т.д. очень часто отображаются объекты, которые не имеют тел вещественной природы. К такого рода объектам можно отнести «ангелов», «архангелов», «духов», «призраков» и множество иных им подобных объектов.

Эти объекты часто называют одним общим термином - Сущности.

Приложив усилия в виде изучения множества источников, описывающих слово-понятие Сущность, можно увидеть, что практически все толкования этого понятия отражают один или несколько аспектов конкретного объекта, а не объект целиком. Это происходит потому, что информация об этих объектах относится к «тайным знаниям», т.е. их невозможно точно описать текстом или словами, а можно только проявить (воспринять).


Процесс познания Сущностей

Процесс познания СУЩНОСТЕЙ выглядит примерно следующим образом:

  • Желая познавать Мир (в наиболее широком смысле) субъект прилагает усилия для познания различных фрагментов Мироздания, концентрируя на них свое внимание для целей организации своего процесса познания;
  • Субъект познает фрагмент Мироздания исключительно методом его проявления (восприятия) с применением своего ТЕЛА как инструмента; ТЕЛО субъекта имеет свою «щель познания», так как рецепторы тела способны воспринимать раздражители в ограниченных диапазонах различных родов физических величин;
  • Использование «щели познания» позволяет субъекту проявить (воспринять) только часть состояний познаваемого фрагмента Мироздания, которую субъект затем отображает в виде объектов, процессов и явлений; Соотношение проявленных и непроявленных субъектом состояний познаваемого фрагмента Мироздания может быть любое. Именно это соотношение и показывает качество проявления (восприятия);
  • СУЩЕСТВЕННЫЕ свойства фрагмента Мироздания познаются субъектом путем изучения его СУЩЕСТВЕННЫХ свойств, отображенных субъектом в результате процесса познания. Информация о СУЩЕСТВЕННЫХ свойствах познаваемого фрагмента Мироздания искажается субъектом при прохождении через ТЕЛО субъекта;
  • Степень искажения субъектом информации о свойствах фрагмента Мироздания зависит от уровня духовного развития субъекта; от ширины диапазонов значений различных родов физических величин его «щелей познания»;
  • Объем познания субъектом фрагмента Мироздания прямо пропорционален объему отображенных им объектов, процессов и явлений, связанных с познаваемым фрагментом, а также с объемом осмысленных и систематизированных им СУЩЕСТВЕННЫХ свойств этого фрагмента;
  • Так как вся Материя «жива», то и СУЩНОСТИ, проявленные субъектом, представляют собой «живые» объекты, являющиеся «частями» познаваемого фрагмента Мироздания;
  • Фрагмент Мироздания может проявляться субъектом в виде неограниченного количества СУЩНОСТЕЙ, формирующих наиболее СУЩЕСТВЕННЫЕ (постоянные и определяющие) его свойства;
  • Фрагмент Мироздания после своего проявления субъектом может отображаться им как в виде ВЕЩЕСТВЕННЫХ, так и в виде НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ объектов;

Любые описания объекта, процесса или явления – результат осмысления субъектом проявленной информации, результат описания их СУЩЕСТВЕННЫХ свойств.

Фрагменты Мироздания проявляется субъектом в виде ощущений и отображается им в виде объектов с присущими им СУЩЕСТВЕННЫМИ свойствами. Именно СУЩЕСТВЕННЫЕ свойства (СУЩНОСТИ) отображенных объектов будут для субъекта той основой, которую он будет осмысливать (сопоставлять параметры отображенного объекта с имеющимися у него параметрами иных объектов, прогнозировать наличие различных свойств объекта, разрабатывать варианты использования объекта в своей деятельности и т.д.).


Современные словари о термине Сущность

 «СУЩНОСТЬ (также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.»
 Философский энциклопедический словарь. 2010.
 «СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. »
 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
 «СУЩНОСТЬ (в философии): внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.»
 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
 «СУЩНОСТЬ - философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении.» 
 Энциклопедический словарь. 2009.
 «СУЩНОСТЬ - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.»
 Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.
 «СУЩНОСТЬ. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.»
 Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
 «СУЩНОСТЬ — совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.».
 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
 «СУЩНОСТЬ (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.»
 Новейший философский словарь.  2009.

Невзирая на важность понятия СУЩНОСТЬ для описания любых объектов, в философии ХХ-ХХI веков понятие СУЩНОСТЬ практически не употребляется. И этому есть своя причина. Б. Рассел пишет:

 «…безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь — не может».
 Философский энциклопедический словарь, Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с., ISBN 5–8297–0050–6


Слова-дополнения глубинного смысла для слова-понятия Сущность

Какой глубинный смысл кроется в слове-понятии Сущность?

Такие слова, как «главное», «зерно», «квинтэссенция», «идея», «основа», «ядро», «суть», «смысл» и многие другие – не являются синонимами слова-понятия СУЩНОСТЬ в полном смысле этого слова, а только дополняют понимание его глубинного смысла на основании словаря синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 г.:

  • Главное;
  • Душа;
  • Естество;
  • Зерно;
  • Идея;
  • Ипостась;
  • Квинтэссенция;
  • Натура;
  • Начало;
  • Нутро;
  • Основа;
  • Основное;
  • Основное свойство;
  • Остов;
  • Первооснова;
  • Природа;
  • Природность;
  • Присущность;
  • Секрет;
  • Сердцевина;
  • Содержание;
  • Субстанция;
  • Суть;
  • Существо;
  • Сущностность;
  • Эссенция;
  • Явленность;