Живой: различия между версиями
Mykola (обсуждение | вклад) |
Mykola (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Живой''' - субъективная характеристика [[состояние|состояния]] объекта, реакцию | + | '''Живой''' - субъективная характеристика [[состояние|состояния]] объекта, реакцию [[Плоть|плоти]] которого в ответ на раздражители [[субъект]] способен «увидеть» ([[Ощущение|ощутить]], [[проявление|проявить]]). |
− | + | '''Неживой''' - субъективная характеристика состояния объекта, реакцию тела которого в ответ на раздражители субъект не способен «увидеть» (ощутить, проявить). | |
− | + | '''Живость''' - параметр, который позволяет субъекту с определенной степенью точности определить условную характеристику состояния объекта (живой - неживой), сравнивая его состояние со своим состоянием. Данный параметр представляет собою сумму множества отношений измеренных порогов восприятий познаваемого объекта по различным родам физических величин к измеренным порогам восприятий субъекта по этим же родам физических величин. Живость - объективная характеристика (параметр) любой Плоти (существа, сущности), которую можно измерить. | |
− | Конечно же, для определения «живости», возможно использование инструментальных средств (чувствительных приборов для измерения различных родов физических величин). | + | |
+ | |||
+ | == Субъективность понятия <живое> и <неживое> == | ||
+ | |||
+ | Но тогда получается, что такие понятия как «живое» и «неживое» – это субъективные понятия? Ведь мир у каждого конкретного человеческого существа свой, соответственно, одно человеческое существо сможет увидеть и ощутить реакцию объекта на то или иное воздействие, а другое нет. Следовательно, для первого человеческого существа исследуемый объект будет живым, а для другого неживым. | ||
+ | |||
+ | Конечно же, для определения «живости», возможно использование инструментальных средств (чувствительных приборов для измерения величин различных родов физических величин). | ||
Но сразу следует отметить следующее - даже при использовании инструментальных средств измерения, результат измерений все равно должен быть проявлен субъектом в виде ощущений. | Но сразу следует отметить следующее - даже при использовании инструментальных средств измерения, результат измерений все равно должен быть проявлен субъектом в виде ощущений. | ||
Строка 20: | Строка 26: | ||
Итак, космос, в математическом смысле, живая масса. Малая часть его всегда обладает условным бытием. Но эта часть переходит в условное небытие, чтобы уступить жизнь другой части материи. Так поочередно все части космоса принимают сложный образ и условное бытие. Время небытия проходит незаметно, как в обмороке. Его как бы нет. Времена же жизни сливаются для любой определенной массы материи в одно бытие. Итак, целесообразность мира еще состоит в том, что нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью. Действительно, непрерывное перемешивание материи в периоды разрушения и создания небесных тел, ни одну часть вещества не избавляет от участия в животной жизни. Даже центры солнц, планет и туманностей не могут ее избежать.» | Итак, космос, в математическом смысле, живая масса. Малая часть его всегда обладает условным бытием. Но эта часть переходит в условное небытие, чтобы уступить жизнь другой части материи. Так поочередно все части космоса принимают сложный образ и условное бытие. Время небытия проходит незаметно, как в обмороке. Его как бы нет. Времена же жизни сливаются для любой определенной массы материи в одно бытие. Итак, целесообразность мира еще состоит в том, что нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью. Действительно, непрерывное перемешивание материи в периоды разрушения и создания небесных тел, ни одну часть вещества не избавляет от участия в животной жизни. Даже центры солнц, планет и туманностей не могут ее избежать.» | ||
'''Константин Циолковский''', «Разум космоса и разум его существ», 1933 г. | '''Константин Циолковский''', «Разум космоса и разум его существ», 1933 г. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Вся материя жива == | ||
+ | |||
+ | На основании того, что: | ||
+ | * [[неживой]] - это субъективная характеристика объекта, данная ему субъектом; | ||
+ | * Любой фрагмент материи, проявленный субъектом и отображенный им в виде объекта обладает отзывчивостью; | ||
+ | * Наличие раздражимости является классическим критерием, по которому человеческие существа отличают сегодня «живое» от «неживого»; | ||
+ | * Нераздражимых объектов не существует, существуют [[Порог восприятия|пороги восприятия]] у объектов (минимальные величины раздражителей, достаточные для проявления раздражимости у объекта); | ||
+ | |||
+ | можно утверждать: | ||
+ | |||
+ | * '''Разделение фрагментов одной и той же материи на «живую» и «неживую» субъективно…''' | ||
+ | * '''Материя состоит исключительно из живых объектов.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | А отнесение конкретным субъектом того или иного объекта к категории живого или неживого связано либо с чувствительностью каналов приема и обработки информации тела субъекта или с характеристиками приборов, используемых субъектом для измерений. И не более того… | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ''«Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует.»'' | ||
+ | '''Константин Циолковский''', «Монизм Вселенной», 1923 г. | ||
+ | |||
+ | ''«В математическом же смысле вся Вселенная жива, но сила чувствительности проявляется во всем блеске только у высших животных.»'' | ||
+ | '''Константин Циолковский''', «Монизм Вселенной», 1923 г. | ||
+ | |||
+ | «Все тела отзывчивы, т.е. они претерпевают заметные или незаметные изменения в своих свойствах от воздействия сил природы, или перемены условий. Это есть общее свойство всех тел, подобное рефлективности животных. Такое же общее свойство чувствительности относится, вероятно, и ко всем телам вселенной. | ||
+ | Сначала мертвая материя производит едва чув¬ствующие механизмы, потом эти механизмы усложняются и начинают отражать вселенную все более и более по¬дробно, все более и более верно (сначала, как зеркала тусклые и неправильной формы, потом как отшлифо¬ванные сферические и плоские). Человеческая наука это уже начинает осуществлять. Более зрелые суще¬ства иных планет достигли того в высшей степени. Это познание дало им и техническое могущество. Вот одно из высочайших свойств космоса: рождать на своих планетах высочайший и могущественный разум. Вывод того разума таков: чтобы ему было хорошо, надо чтобы в мире не было никаких страданий.» | ||
+ | '''Константин Циолковский''', «Совершенство законов вселенной», 1934 г. |
Текущая версия на 16:48, 22 июля 2024
Живой - субъективная характеристика состояния объекта, реакцию плоти которого в ответ на раздражители субъект способен «увидеть» (ощутить, проявить).
Неживой - субъективная характеристика состояния объекта, реакцию тела которого в ответ на раздражители субъект не способен «увидеть» (ощутить, проявить).
Живость - параметр, который позволяет субъекту с определенной степенью точности определить условную характеристику состояния объекта (живой - неживой), сравнивая его состояние со своим состоянием. Данный параметр представляет собою сумму множества отношений измеренных порогов восприятий познаваемого объекта по различным родам физических величин к измеренным порогам восприятий субъекта по этим же родам физических величин. Живость - объективная характеристика (параметр) любой Плоти (существа, сущности), которую можно измерить.
Субъективность понятия <живое> и <неживое>
Но тогда получается, что такие понятия как «живое» и «неживое» – это субъективные понятия? Ведь мир у каждого конкретного человеческого существа свой, соответственно, одно человеческое существо сможет увидеть и ощутить реакцию объекта на то или иное воздействие, а другое нет. Следовательно, для первого человеческого существа исследуемый объект будет живым, а для другого неживым.
Конечно же, для определения «живости», возможно использование инструментальных средств (чувствительных приборов для измерения величин различных родов физических величин).
Но сразу следует отметить следующее - даже при использовании инструментальных средств измерения, результат измерений все равно должен быть проявлен субъектом в виде ощущений.
«Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует. Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях, может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя в зачатке (потенциально) жива». Константин Циолковский, «Монизм Вселенной», 1923 г.
«Во всей Вселенной, и живой, и мертвой, мы видим только одно: движение сущности и физико-химические явления. Не может быть поэтому и качественной разницы между живым и мертвым. Все живо, но по-разному. Разница же только в количестве, в форме, в интенсивности. Слова живое и мертвое — условны.» Константин Циолковский, «Этика или естественные основы нравственности», 1902-1903 гг.
«Но целесообразность вселенной (космоса) была бы неполной, если бы весь он не представлял одну живую массу. В математическом смысле это так, ибо нет материи, которая бы не могла принять образ животного, человека или даже высшего существа. И еще потому, что нет качественной разницы между органическим и неорганическим: границы между тем и другим условны и неопределенны. В самом деле, одни и те же силы и законы проявляются как в живом, так и в "мертвом". Мы усиленные механические, физические и химические явления в животном условно называем бытием, а слабые проявления тех же сил — небытием или смертью. Итак, космос, в математическом смысле, живая масса. Малая часть его всегда обладает условным бытием. Но эта часть переходит в условное небытие, чтобы уступить жизнь другой части материи. Так поочередно все части космоса принимают сложный образ и условное бытие. Время небытия проходит незаметно, как в обмороке. Его как бы нет. Времена же жизни сливаются для любой определенной массы материи в одно бытие. Итак, целесообразность мира еще состоит в том, что нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью. Действительно, непрерывное перемешивание материи в периоды разрушения и создания небесных тел, ни одну часть вещества не избавляет от участия в животной жизни. Даже центры солнц, планет и туманностей не могут ее избежать.» Константин Циолковский, «Разум космоса и разум его существ», 1933 г.
Вся материя жива
На основании того, что:
- неживой - это субъективная характеристика объекта, данная ему субъектом;
- Любой фрагмент материи, проявленный субъектом и отображенный им в виде объекта обладает отзывчивостью;
- Наличие раздражимости является классическим критерием, по которому человеческие существа отличают сегодня «живое» от «неживого»;
- Нераздражимых объектов не существует, существуют пороги восприятия у объектов (минимальные величины раздражителей, достаточные для проявления раздражимости у объекта);
можно утверждать:
- Разделение фрагментов одной и той же материи на «живую» и «неживую» субъективно…
- Материя состоит исключительно из живых объектов.
А отнесение конкретным субъектом того или иного объекта к категории живого или неживого связано либо с чувствительностью каналов приема и обработки информации тела субъекта или с характеристиками приборов, используемых субъектом для измерений. И не более того…
«Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует.» Константин Циолковский, «Монизм Вселенной», 1923 г.
«В математическом же смысле вся Вселенная жива, но сила чувствительности проявляется во всем блеске только у высших животных.» Константин Циолковский, «Монизм Вселенной», 1923 г.
«Все тела отзывчивы, т.е. они претерпевают заметные или незаметные изменения в своих свойствах от воздействия сил природы, или перемены условий. Это есть общее свойство всех тел, подобное рефлективности животных. Такое же общее свойство чувствительности относится, вероятно, и ко всем телам вселенной. Сначала мертвая материя производит едва чув¬ствующие механизмы, потом эти механизмы усложняются и начинают отражать вселенную все более и более по¬дробно, все более и более верно (сначала, как зеркала тусклые и неправильной формы, потом как отшлифо¬ванные сферические и плоские). Человеческая наука это уже начинает осуществлять. Более зрелые суще¬ства иных планет достигли того в высшей степени. Это познание дало им и техническое могущество. Вот одно из высочайших свойств космоса: рождать на своих планетах высочайший и могущественный разум. Вывод того разума таков: чтобы ему было хорошо, надо чтобы в мире не было никаких страданий.» Константин Циолковский, «Совершенство законов вселенной», 1934 г.