Сущность (в философии)

Материал из Терминологии
Версия от 02:04, 3 июня 2024; Mykola (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сущность (в философии) - внутреннее содержание предмета в виде единства всех его многообразных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.

Сущность – философская категория, обозначающая совокупность существенных свойств объектов, процессов или явлений, отображенных субъектом в результате проявления фрагмента Мироздания.

Синонимом слова Сущность (в философии) является слово Суть.

Люди постоянно ведут поиск существенных свойств (сути) проявляемых ими объектов, но результат этого поиска зависит от:

  • качества применяемых для познания инструментов;
  • качества разработанной и применяемой субъектом методики процесса познания;
  • объема систематизированных и осмысленных субъектом существенных свойств отображенных им объектов, процессов и явлений;
  • качества выполненных субъектом исследований (качества осмысленных субъектом существенных свойств отображенных объектов, процессов и явлений);
  • и т.д..

В результате проведенных исследований, всё проявленное и осмысленное субъектом может быть, как очень близко от сути познаваемого, так и очень далеко от неё.

Существенные свойства — неотъемлемые атрибуты любых объектов.

Так как процесс - последовательная смена состояний объекта, а явление – это совокупность процессов, то можно утверждать, что: Формы проявления Сущностей – процессы и явления, связанные с познаваемыми объектами как "частью" Природы.


Толкование термина Сущность в современных словарях

 «Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.»
 Философский энциклопедический словарь. 2010.
 «Сущность (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. »
 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
 «Сущность (в философии): внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.»
 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
 «Сущность - философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении.» 
 Энциклопедический словарь. 2009.
 «Сущность - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.»
 Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.
 «Сущность. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.»
 Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
 «Сущность — совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.».
 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
 «Сущность (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.»
 Новейший философский словарь.  2009.
 Невзирая на важность понятия Сущность для описания любых объектов, в философии ХХ-ХХI веков понятие Сущность практически не употребляется.  И этому есть своя причина. Б. Рассел пишет: 
 «…безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь — не может».
 Философский энциклопедический словарь, Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с., ISBN 5–8297–0050–6


Слова-дополнения глубинного смысла для слова-понятия Сущность

Какой глубинный смысл кроется в слове-понятии Сущность?

Такие слова, как «главное», «зерно», «квинтэссенция», «идея», «основа», «ядро», «суть» и многие другие – не являются синонимами слова-понятия Сущность в полном смысле этого слова, а только дополняют понимание его глубинного смысла:

  • Главное;
  • Естество;
  • Зерно;
  • Идея;
  • Квинтэссенция;
  • Натура;
  • Нутро;
  • Основа;
  • Остов;
  • Первооснова;
  • Природа;
  • Природность;
  • Присущность;
  • Сердцевина;
  • Содержание;
  • Субстанция;
  • Суть;
  • Сущностность;
  • Явленность;
  • Ядро;