Материя: различия между версиями

Материал из Терминологии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 2: Строка 2:
  
 
Из всего многообразия «содержимого» любой субъект способен проявить только незначительную часть различных форм и видов материи, ввиду наличия у него своей «[[Щель познания|щели познания]]».
 
Из всего многообразия «содержимого» любой субъект способен проявить только незначительную часть различных форм и видов материи, ввиду наличия у него своей «[[Щель познания|щели познания]]».
 +
 +
''«Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм.»''
 +
'''Константин Циолковский''', «Моя философия», 1932 г.
  
  
Строка 16: Строка 19:
 
  '''Константин Циолковский''', «Этика или естественные основы нравственности», 1902 - 1903 гг.
 
  '''Константин Циолковский''', «Этика или естественные основы нравственности», 1902 - 1903 гг.
  
== Материя состоит исключительно из живых объектов в нашем понимании термина [[живой]] ==
 
  
''«Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм''
+
== Вся материя жива ==
'''Константин Циолковский''', «Моя философия», 1932 г.
+
 
 +
Материя состоит исключительно из живых объектов в нашем понимании термина [[живой]]
 +
 
 +
На основании того, что:
 +
* [[неживой]] - это субъективная характеристика объекта, данная ему субъектом;
 +
* Любой фрагмент материи, проявленный субъектом и отображенный им в виде объекта обладает отзывчивостью;
 +
* Наличие раздражимости является классическим критерием, по которому человеческие существа отличают сегодня «живое» от «неживого»;
 +
* Нераздражимых объектов не существует, существуют [[Порог восприятия|пороги восприятия]] у объектов (минимальные величины раздражителей, достаточные для проявления раздражимости у объекта);
 +
 
 +
можно утверждать:
 +
 
 +
'''Разделение фрагментов одной и той же материи на «живую» и «неживую» субъективно…'''
 +
 
 +
'''Вся материя жива.'''
 +
 
 +
'''Материя состоит исключительно из живых объектов.'''
 +
 
 +
 
 +
А отнесение конкретным субъектом того или иного объекта к категории живого или неживого связано либо с чувствительностью каналов приема и обработки информации тела субъекта или с характеристиками приборов, используемых субъектом для измерений. И не более того…
 +
 
 +
 
 +
  «Действительно, мы имеем цепь существ от разумных до одноклеточных. Где же прерываются чувствительность и жизнь? На каком звене этой цепи они заканчиваются? Раз мы этого не можем сказать, то значит она везде есть, но в разной сте¬пени. Как бесконечно разнообразны числа, так различны по своей силе ощущения организмов.
 +
  …..
 +
  Неорганическая материя жива, но жива в условном смысле. Для нее нет времени и нет ощущений, какие испытывают животные. Это нечто невообразимо слабое: лишь в математи¬ческом смысле это жизнь. Она так слаба, что мы справедливо называем ее небытием.
 +
  …..
 +
  Все тела отзывчивы, т.е. они претерпевают заметные или незаметные изменения в своих свойствах от воздействия сил природы, или перемены условий. Это есть общее свойство всех тел, подобное рефлективности животных. Такое же общее свойство чувствительности относится, вероятно, и ко всем телам вселенной.
 +
  Сначала мертвая материя производит едва чув¬ствующие механизмы, потом эти механизмы усложняются и начинают отражать вселенную все более и более по¬дробно, все более и более верно (сначала, как зеркала тусклые и неправильной формы, потом как отшлифо¬ванные сферические и плоские). Человеческая наука это уже начинает осуществлять. Более зрелые суще¬ства иных планет достигли того в высшей степени. Это познание дало им и техническое могущество. Вот одно из высочайших свойств космоса: рождать на своих планетах высочайший и могущественный разум. Вывод того разума таков: чтобы ему было хорошо, надо чтобы в мире не было никаких страданий
 +
  '''Константин Циолковский''', «Совершенство законов вселенной», 1934 г.
  
  

Версия 13:58, 16 июня 2020

Материя (в наиболее широком смысле) - философская категория, обобщающая наименование всего того, что входит в «состав» «содержимого» Мироздания и определяет все его свойства.

Из всего многообразия «содержимого» любой субъект способен проявить только незначительную часть различных форм и видов материи, ввиду наличия у него своей «щели познания».

«Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм.»
Константин Циолковский, «Моя философия», 1932 г.


Субъекты познают Мир (в наиболее широком смысле) через свои собственные "щели познания"

Щели познания, через которые человеческие существа познают Мир, позволяют им проявить лишь ничтожную часть Мира (в наиболее широком смысле). Основывая свое мировоззрение лишь на данных (научных наблюдениях), полученных через эти щели, человеческие существа искажают до невозможности собственного понимания полученную в процессе познания информацию.

"Видов щелей познания" у любых существ великое множество - оптическая, вкусовая, слуховая, осязательная и т.д.

 «Представьте себя рыбкой, живущей в аквариуме с выпуклыми стенками. Что вы знали бы о нашем мире, если бы всю жизнь смотрели на него в искажении от стекла и не имели возможности выбраться? Невозможно познать истинную природу реальности: мы считаем, что четко представляем себе окружающий мир, но, говоря метафорически, мы обречены всю жизнь провести в аквариуме, так как возможности нашего тела не дают нам выбраться из него».
 Стивен Хокинг (Stephen William Hawking)
 «...я ни в каком случае не считаю наши восприятия точным отражением действительности. Во-первых, мы воспринимаем только очень немногое из всего существующего, во-вторых, мир восприятия у разных животных и даже людей разнообразен и зависит от устройства и степени совершенства их чувств и мозга (между тем как космос один и тот же), в-третьих, — это отражение не только не полное, но и очень искаженное. Хотя оно и мало общего имеет со Вселенной, но все же некоторое понятие о ней дает. Разной формы зеркала дают и разные отражения одного и того же предмета. Так и мир, отражаясь в разных мозгах, дает о нем не сходные представления, но это не мешает миру (как предмету) быть постоянным.»
Константин Циолковский, «Этика или естественные основы нравственности», 1902 - 1903 гг.


Вся материя жива

Материя состоит исключительно из живых объектов в нашем понимании термина живой

На основании того, что:

  • неживой - это субъективная характеристика объекта, данная ему субъектом;
  • Любой фрагмент материи, проявленный субъектом и отображенный им в виде объекта обладает отзывчивостью;
  • Наличие раздражимости является классическим критерием, по которому человеческие существа отличают сегодня «живое» от «неживого»;
  • Нераздражимых объектов не существует, существуют пороги восприятия у объектов (минимальные величины раздражителей, достаточные для проявления раздражимости у объекта);

можно утверждать:

Разделение фрагментов одной и той же материи на «живую» и «неживую» субъективно…

Вся материя жива.

Материя состоит исключительно из живых объектов.


А отнесение конкретным субъектом того или иного объекта к категории живого или неживого связано либо с чувствительностью каналов приема и обработки информации тела субъекта или с характеристиками приборов, используемых субъектом для измерений. И не более того…


 «Действительно, мы имеем цепь существ от разумных до одноклеточных. Где же прерываются чувствительность и жизнь? На каком звене этой цепи они заканчиваются? Раз мы этого не можем сказать, то значит она везде есть, но в разной сте¬пени. Как бесконечно разнообразны числа, так различны по своей силе ощущения организмов.
 …..
 Неорганическая материя жива, но жива в условном смысле. Для нее нет времени и нет ощущений, какие испытывают животные. Это нечто невообразимо слабое: лишь в математи¬ческом смысле это жизнь. Она так слаба, что мы справедливо называем ее небытием.
 …..
 Все тела отзывчивы, т.е. они претерпевают заметные или незаметные изменения в своих свойствах от воздействия сил природы, или перемены условий. Это есть общее свойство всех тел, подобное рефлективности животных. Такое же общее свойство чувствительности относится, вероятно, и ко всем телам вселенной.
 Сначала мертвая материя производит едва чув¬ствующие механизмы, потом эти механизмы усложняются и начинают отражать вселенную все более и более по¬дробно, все более и более верно (сначала, как зеркала тусклые и неправильной формы, потом как отшлифо¬ванные сферические и плоские). Человеческая наука это уже начинает осуществлять. Более зрелые суще¬ства иных планет достигли того в высшей степени. Это познание дало им и техническое могущество. Вот одно из высочайших свойств космоса: рождать на своих планетах высочайший и могущественный разум. Вывод того разума таков: чтобы ему было хорошо, надо чтобы в мире не было никаких страданий.»
 Константин Циолковский, «Совершенство законов вселенной», 1934 г.


Материя едина, но форм бытия материи - множество, а форм проявления материи - бесконечное множество

Гипотетически, можно предположить, что материя едина, но форм бытия материи - множество, а форм проявления материи - бесконечное множество, так как рецепторы вещественных тел и применяемые субъектами инструменты для проявления (мозги наблюдателей, используемые приборы и т.д.) отличны друг от друга. 

Для того, чтобы понять, почему все именно так, для начала вспомним древнюю притчу в современной интерпретации:

«Слон, принадлежащий группе бродячих артистов, оказался неподалеку от города, где никогда раньше не видели слона. Услыхав о таком чуде, четверо любопытных граждан решили добиться разрешения посмотреть на слона раньше других. Поскольку в стойле, где содержали слона, не было света, изучение должно было происходить в темноте. Дотронувшись до хобота, один из них решил, что это создание напоминает шланг. Второй ощупал ухо и пришел к выводу, что слон похож на опахало. Третьему попалась под руку нога, которую он смог сравнить с колонной, а четвертый, ощупывая хвост, решил, что слона можно сравнить с толстой веревкой. Никто из них не мог составить полной картины исходя из того, что сумел ощупать. В результате экспедиция вызвала недоумение. Каждый считал, что прав именно он, но никто из остальных горожан не мог понять, что в действительности произошло с исследователями, и как же на самом деле выглядит слон.»