Сущность (в философии): различия между версиями
Mykola (обсуждение | вклад) |
Mykola (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Так как ''процесс'' - последовательная смена состояний объекта, а ''явление'' – это совокупность процессов, то можно утверждать, что: Формы проявления Сущностей – процессы и явления, связанные с познаваемыми объектами как "частью" Природы. | Так как ''процесс'' - последовательная смена состояний объекта, а ''явление'' – это совокупность процессов, то можно утверждать, что: Формы проявления Сущностей – процессы и явления, связанные с познаваемыми объектами как "частью" Природы. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Толкование термина '''Сущность''' в современных словарях == | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' (также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.» | ||
+ | '''Философский энциклопедический словарь. 2010.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. » | ||
+ | '''Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' (в философии): внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.» | ||
+ | '''Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' - философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении.» | ||
+ | '''Энциклопедический словарь. 2009.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.» | ||
+ | '''Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность'''. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.» | ||
+ | '''Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' — совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.». | ||
+ | '''Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.''' | ||
+ | |||
+ | «'''Сущность''' (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.» | ||
+ | '''Новейший философский словарь. 2009.''' | ||
+ | |||
+ | Невзирая на важность понятия '''Сущность''' для описания любых объектов, в философии ХХ-ХХI веков понятие '''Сущность''' практически не употребляется. И этому есть своя причина. Б. Рассел пишет: | ||
+ | «…безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь — не может». | ||
+ | '''Философский энциклопедический словарь, Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с., ISBN 5–8297–0050–6''' |
Версия 04:21, 5 ноября 2022
Сущность (в философии) - внутреннее содержание предмета в виде единства всех его многоборазных свойств и отношений, которые формируют его наиболее существенные (постоянные и определяющие) свойства.
Сущность – философская категория, обозначающая совокупность существенных свойств объектов, процессов или явлений, отображенных субъектом в результате проявления фрагмента Мироздания.
Синонимом понятия Сущность (в философии) является слово Суть.
Люди постоянно ведут поиск существенных свойств (сути) проявляемых ими объектов, но результат этого поиска зависит от:
- качества применяемых для познания инструментов;
- качества разработанной и применяемой субъектом методики процесса познания;
- объема систематизированных и осмысленных субъектом существенных свойств отображенных им объектов, процессов и явлений;
- качества выполненных субъектом исследований (качества осмысленных субъектом существенных свойств отображенных объектов, процессов и явлений);
- и т.д..
В результате проведенных исследований, всё проявленное и осмысленное субъектом может быть, как очень близко от сути познаваемого, так и очень далеко от неё.
Существенные свойства — неотъемлемые атрибуты любых объектов.
Так как процесс - последовательная смена состояний объекта, а явление – это совокупность процессов, то можно утверждать, что: Формы проявления Сущностей – процессы и явления, связанные с познаваемыми объектами как "частью" Природы.
Толкование термина Сущность в современных словарях
«Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.» Философский энциклопедический словарь. 2010.
«Сущность (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. » Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
«Сущность (в философии): внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.» Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
«Сущность - философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики предмета, составляющие его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в его конкретном явлении.» Энциклопедический словарь. 2009.
«Сущность - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.» Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону. В.Н. Савченко, В.П. Смагин. 2006.
«Сущность. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.» Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
«Сущность — совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.». Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
«Сущность (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.» Новейший философский словарь. 2009.
Невзирая на важность понятия Сущность для описания любых объектов, в философии ХХ-ХХI веков понятие Сущность практически не употребляется. И этому есть своя причина. Б. Рассел пишет: «…безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но вещь — не может». Философский энциклопедический словарь, Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с., ISBN 5–8297–0050–6