Истина условная: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Mykola (обсуждение | вклад) |
Mykola (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
''"Истина – одна, но различных форм её выражения – великое множество. Все люди в своих представлениях в той или иной степени по-своему причастны к одной и той же единой Истине. Однако люди, бьющиеся исключительно за свою истину, по сути дела, сражаются лишь за конкретную внешнюю форму её представления."'' | ''"Истина – одна, но различных форм её выражения – великое множество. Все люди в своих представлениях в той или иной степени по-своему причастны к одной и той же единой Истине. Однако люди, бьющиеся исключительно за свою истину, по сути дела, сражаются лишь за конкретную внешнюю форму её представления."'' | ||
'''Олег Наконечный''', "Шёпот верного Ума". | '''Олег Наконечный''', "Шёпот верного Ума". | ||
− | |||
"Настоящей (абсолютной) истины нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного познания нет и никогда не будет. Наука, которая даёт знание, непрерывно идёт вперёд, отвергает или утверждает старое и находит новое. Каждое столетие меняет науку. Не отвергает, а именно изменяет более или менее её содержание, вычёркивая одно и прибавляя другое. Конца этому не будет, как нет конца векам и развитию мозга. | "Настоящей (абсолютной) истины нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного познания нет и никогда не будет. Наука, которая даёт знание, непрерывно идёт вперёд, отвергает или утверждает старое и находит новое. Каждое столетие меняет науку. Не отвергает, а именно изменяет более или менее её содержание, вычёркивая одно и прибавляя другое. Конца этому не будет, как нет конца векам и развитию мозга. |
Версия 16:20, 12 января 2022
Истина условная — соответствие теоретического познания субъекта его эмпирическому (жизненному) опыту. «Истина», постигнутая людьми, всегда условна, т.е. субъективна.
"Истина – одна, но различных форм её выражения – великое множество. Все люди в своих представлениях в той или иной степени по-своему причастны к одной и той же единой Истине. Однако люди, бьющиеся исключительно за свою истину, по сути дела, сражаются лишь за конкретную внешнюю форму её представления." Олег Наконечный, "Шёпот верного Ума".
"Настоящей (абсолютной) истины нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного познания нет и никогда не будет. Наука, которая даёт знание, непрерывно идёт вперёд, отвергает или утверждает старое и находит новое. Каждое столетие меняет науку. Не отвергает, а именно изменяет более или менее её содержание, вычёркивая одно и прибавляя другое. Конца этому не будет, как нет конца векам и развитию мозга. Значит, истина может быть только условная, временная и переменная. Религиозные веры называют свои догматы истиной. Но может ли какая-либо вера быть истиной? Число вер выражается тысячами. Они противоречат друг другу, опровергаются часто наукой и потому не могут быть приняты даже за условную истину. Политические убеждения также более или менее несогласны. Поэтому и про них мы скажем то же. Философские размышления создавали мировоззрения. Несогласие их также заставляет смотреть на них как на личное мнение. Некоторые философы не принимали ничего для своих выводов, кроме точного научного знания. Но и их выводы недостойны названия условной истины, так как не были согласны между собой. Наконец, нет человека, который бы не понимал истину по-своему. Сколько людей, столько и истин. Какая же это истина! Однако мы должны сначала условиться о том, что мы хотим подразумевать под условной истиной. Философы, мудрецы и учёные, конечно, способствуют распространению познаний о Вселенной и потому совершенствуют представление людей об условной истине. Условная истина может быть земная, народная, городская, волостная, сельская, деревенская, семейная и личная. Личная — это та, которую приобретает человек разными путями и считает за самое лучшее, самое верное и самое справедливое. В среднем, это есть наиболее низший сорт условной истины. Она изменяется с возрастом и познанием человека. Истина деревенская есть та, которую готова принять деревня и подчиниться ей. Как это может быть? Деревня, значительным большинством (0.6, 0.7, 0.8 и т.д.) голосов, выбирает из своей среды человека, которого она считает во всех отношениях самым высоким. Она поручает ему выработать кодекс истины, как он умеет. Принятый кодекс будет условной деревенской истиной. Разумеется, она меняется с изменением выборного лица. Все же эта истина несколько выше личных взглядов заурядных членов деревни. Подразумеваю средние величины. Выборные из нескольких деревень, живущие вместе, знающие друг друга, поручают отыскивать истину особому лицу из их же среды, которого они считают за самого умного. Так получается истина сельская. Теперь понятно, как создать условную истину: городскую, национальную и земную. Все эти истины будут условны, потому что несогласны, переменны и несовершенны. Высшая истина, понятно, будет земная, полученная человеком, избранным от всех людей, т.е. всеми народностями. Может быть, некоторые личные истины (в общем, самого низкого сорта) на деле окажутся выше самой высшей избранной. Но утверждать и доказать этого никто не может. И потому для людей истина будет та, которая выбрана их представителем. Человек принимает то, что постигает. Остальное, навязанное ему, в глазах его, есть заблуждение и насилие, хотя бы он тысячу раз ошибался. В самом деле, мы не имеем права навязывать ему нашу личную истину, даже истину города или страны. Он требует истины всего мира, даже от всей Вселенной, если бы это только было возможно. Навязанная истина нарушит мир, возбудит несогласие и недовольство. Итак, условная высшая истина есть та, которая вырабатывается деревней, потом селом, уездом, городом, округом, нацией и, наконец, выборным от всех наций. Как я могу выдавать свои убеждения за истину и на основании их насиловать, если эта истина не утверждена всем миром. Так действовали и заблуждались вожди, императоры, завоеватели и прочие. Мы не должны им подражать, а смиренно отступить и предоставить выборы и определение истины всему человечеству. Нужно только, чтобы каждая община, выбирая лучшее лицо, имела его периодически перед глазами и делала ему непрерывную оценку: изменился к худшему — и вон его. Чтобы это лицо было всегда на виду, надо, чтобы выборных и в одном обществе было несколько: одни управляют общиной, а другие идут на выборы в высшее общество. Каждый выборный половину времени проводит в своём обществе, а половину в высшем." Константин Циолковский. "Условная истина". 1932