Субъективная реальность: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Mykola (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Субъективная реальность''' – условное наименование фрагмента объективная реальность...») |
Mykola (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Субъективная реальность''' – условное наименование | + | '''Субъективная реальность''' – условное наименование картины Мироздания, построенной на основе обработки [[Субъективная информация|субъективной информации]]. |
+ | |||
+ | ''«Действительно, у каждого человека свое представление о Вселенной. В особенности оно различно у животных. У низших не все чувства, они не так видят, не так слышат, не так думают и проч. Одним словом, представление о мире зависит от устройства тела и мозга существа — даже от его образования и развития.'' | ||
+ | ''Подобно этому один и тот же предмет, отражаясь в зеркалах разной формы, дает самые разнообразные изображения. Из этого разнообразия еще не следует, что нет и самого предмета. Так и Вселенная, отражаясь в разных мозгах, представляется разным животным неодинаковой. Но следует ли из этого, что Вселенная не существует или есть только плод нашего воображения?!»'' | ||
+ | '''Константин Циолковский''', «Этика или естественные основы нравственности», 1902 - 1903 гг. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | «Действительность — потому и действительность, что одна, что всюду и для всего действительна, что никому не дано ее отменить, разъединить или заменить чем-то другим, так как это другое уже не будет действительностью, не может ею быть, а значит, находясь вне действительности, не находится нигде, то-есть не существует и существовать принципиально не может. | ||
+ | Все это настолько очевидно, настолько прозрачно ясно, что и писать-то неловко. Будто слепому объяснять, что — слеп… | ||
+ | Иное дело, что действительность бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Но и во всем этом своем разнообразии она неизменно проявляется как действительность же; и никак иначе проявляться просто не может. | ||
+ | И только потому, что некоторые формы проявления действительности столь разительно несхожи на наш взгляд, мы, подменяя понятия, говорим о них, этих несхожих между собой формах, как о разных действительностях. Не проще ли, вместо подмены понятий, изменить собственные взгляды, приведя их в соответствие с действительностью, чем вступать с ней в противоречия и, тем самым, попросту выпадать из нее. Ее-то вздорность наших взглядов никак не касается: как была действительностью, так действительностью и останется. А вот нам от нее деться некуда: выпадать из нее можно лишь в никуда… | ||
+ | Иллюзия двух действительностей возникла из-за неполноты наших органов чувств. | ||
+ | Будучи вещественными, они, в силу этого, способны различать только одну из форм действительности — вещественную же. Мысль, эмоция, сознание вообще — ими невидимы, неосязаемы, неслышимы, неощущаемы, а потому их, для органов чувств, просто-напросто нет. | ||
+ | Правда, есть еще один орган — мозг. Он все перечисленное “ощущает”, но также, как и органы чувств, не видит, не слышит, не осязает — ни мысль, ни эмоцию, ни само сознание. Да вдобавок еще “знает”, что то, что он “ощущает”, не ощущает, кроме него самого, больше никто. А вот то, что видят, слышат, осязают органы чувств, — видят, слышат, осязают все. | ||
+ | На таких вот примерно “основаниях” и сложилось до нелепости примитивное представление, будто первое — это субъективная действительность, то-есть урезанная, ущербная, существующая лишь для того, кто ею обладает; а второе — объективная действительность, то-есть подлинная, истинная, одна для всех. | ||
+ | А в итоге, каждый из нас, помимо общей для всех действительности, обзавелся впридачу и своей собственной. Пусть маленькой, пусть идеальной, пусть недействительной для всех остальных, но — собственной! Хочу: расскажу о ней кому-нибудь; не хочу — один буду пользоваться… | ||
+ | Одна-единственная действительность на всю необъятную Вселенную, и четыре с лишком миллиардов добавочных — специально для матушки-Земли! Вот уж повезло, так повезло… | ||
+ | На деле же все это, естественно, бред. Мания величия Хомо-Сапиенса. | ||
+ | На деле материя не трехмерна, как наши органы чувств, а четырехмерна. И единственная ее, обязательная для всего и всех действительность проявляется в двух основных формах: вещества и сознания.» | ||
+ | '''Георгий Сомов''' | ||
+ | '''«Сознание Материи и Материя Сознания» («Matter of Consciousness & Consciousness of Matter»)''' |
Текущая версия на 14:40, 17 июня 2022
Субъективная реальность – условное наименование картины Мироздания, построенной на основе обработки субъективной информации.
«Действительно, у каждого человека свое представление о Вселенной. В особенности оно различно у животных. У низших не все чувства, они не так видят, не так слышат, не так думают и проч. Одним словом, представление о мире зависит от устройства тела и мозга существа — даже от его образования и развития. Подобно этому один и тот же предмет, отражаясь в зеркалах разной формы, дает самые разнообразные изображения. Из этого разнообразия еще не следует, что нет и самого предмета. Так и Вселенная, отражаясь в разных мозгах, представляется разным животным неодинаковой. Но следует ли из этого, что Вселенная не существует или есть только плод нашего воображения?!» Константин Циолковский, «Этика или естественные основы нравственности», 1902 - 1903 гг.
«Действительность — потому и действительность, что одна, что всюду и для всего действительна, что никому не дано ее отменить, разъединить или заменить чем-то другим, так как это другое уже не будет действительностью, не может ею быть, а значит, находясь вне действительности, не находится нигде, то-есть не существует и существовать принципиально не может. Все это настолько очевидно, настолько прозрачно ясно, что и писать-то неловко. Будто слепому объяснять, что — слеп… Иное дело, что действительность бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Но и во всем этом своем разнообразии она неизменно проявляется как действительность же; и никак иначе проявляться просто не может. И только потому, что некоторые формы проявления действительности столь разительно несхожи на наш взгляд, мы, подменяя понятия, говорим о них, этих несхожих между собой формах, как о разных действительностях. Не проще ли, вместо подмены понятий, изменить собственные взгляды, приведя их в соответствие с действительностью, чем вступать с ней в противоречия и, тем самым, попросту выпадать из нее. Ее-то вздорность наших взглядов никак не касается: как была действительностью, так действительностью и останется. А вот нам от нее деться некуда: выпадать из нее можно лишь в никуда… Иллюзия двух действительностей возникла из-за неполноты наших органов чувств. Будучи вещественными, они, в силу этого, способны различать только одну из форм действительности — вещественную же. Мысль, эмоция, сознание вообще — ими невидимы, неосязаемы, неслышимы, неощущаемы, а потому их, для органов чувств, просто-напросто нет. Правда, есть еще один орган — мозг. Он все перечисленное “ощущает”, но также, как и органы чувств, не видит, не слышит, не осязает — ни мысль, ни эмоцию, ни само сознание. Да вдобавок еще “знает”, что то, что он “ощущает”, не ощущает, кроме него самого, больше никто. А вот то, что видят, слышат, осязают органы чувств, — видят, слышат, осязают все. На таких вот примерно “основаниях” и сложилось до нелепости примитивное представление, будто первое — это субъективная действительность, то-есть урезанная, ущербная, существующая лишь для того, кто ею обладает; а второе — объективная действительность, то-есть подлинная, истинная, одна для всех. А в итоге, каждый из нас, помимо общей для всех действительности, обзавелся впридачу и своей собственной. Пусть маленькой, пусть идеальной, пусть недействительной для всех остальных, но — собственной! Хочу: расскажу о ней кому-нибудь; не хочу — один буду пользоваться… Одна-единственная действительность на всю необъятную Вселенную, и четыре с лишком миллиардов добавочных — специально для матушки-Земли! Вот уж повезло, так повезло… На деле же все это, естественно, бред. Мания величия Хомо-Сапиенса. На деле материя не трехмерна, как наши органы чувств, а четырехмерна. И единственная ее, обязательная для всего и всех действительность проявляется в двух основных формах: вещества и сознания.» Георгий Сомов «Сознание Материи и Материя Сознания» («Matter of Consciousness & Consciousness of Matter»)