В начале этой недели более сотни ученых, юристов и энтузиастов были приглашены на конференцию по обсуждению возможности создания синтетического генома человека. Что интересно, встреча проходила практически за закрытыми дверями, так как журналистов на нее не приглашали, а участников просили особо не рассказывать о происходившем. Учитывая специфику обсуждаемого вопроса, такой подход, признаться, выглядит весьма подозрительным и в некотором роде даже пугающим.
Идея создания синтетического генома человека несколько отличается от «обычной» генной инженерии. Ведь вместо «модификации» того или иного гена речь идет о создании с нуля всех содержащихся в человеческих хромосомах компонентов ДНК с использованием искусственных (отсюда и название «синтетический») химических соединений. Другими словами, синтетическая геномика, в отличие от генетических модификаций, не подразумевает использование настоящих генов. Вместо этого она полагается на изготовление базовых пар искусственным путем. Это в свою очередь открывает дверь к более широким возможностям и исследованиям, не ограничивающимся набором из базовых пар, образующихся в природе.
В настоящий момент ученые рассматривают синтетическую геномику как способ создания новых микроорганизмов и животных, однако то же самое можно справедливо отнести и к человеку. В перспективе данное направление будет являться базой к созданию специально спроектированных людей и, возможно, даже квази-людей, то есть полностью искусственных людей, не имеющих никаких родительских связей на генетическом уровне. Тема очень щекотливая, поэтому ее обсуждение и поиск возможностей потребует не один год. Не говоря уже о спорах и моральных дилеммах, которые обязательно будут ее сопровождать.
Эндрю Поллак, автор научных публикаций в газете New York Times, пишет, что вопрос создания синтетических геномов человека обсуждался на неафишируемой встрече, которая проходила в прошедший вторник в Гарвардской медицинской школе. Поллак отмечает, что участникам встречи настойчиво советовали «не контактировать с прессой и не писать об этой встрече в социальных сетях».
Однако, согласно профессору генетики Гарвардской медицинской школы и ключевому организатору этой встречи Джорду Черчу, все эти разговоры о секретности мероприятия являются лишь досадным недоразумением. Черч говорит, что основным вопросом обсуждения на этой встрече являлся не синтетический геном человека, а скорее рассмотрение путей улучшения возможности синтезирования длинных нитей ДНК, которые генетика смогла бы использовать для создания всевозможных животных, растений и микроорганизмов.
«Все рисуют картину, которая, как мне кажется, совсем не связана с тем, чем мы занимались и обсуждали. Если бы речь шла о синтетическом геноме человека, то меня бы на этой встрече не было точно», — цитирует слова Черча газета New York Times.
Ремарка весьма интересная, особенно если учесть, что оригинальное название проекта звучит так: «HGP2: The Human Genome Synthesis Project» (HGP2: Проект синтетического генома человека). Более того, в приглашениях на встречу указывалось, что ключевой задачей проекта является «синтезирование полноценного генома человека в клеточной линии в течение ближайших 10 лет». Позже организаторы все-таки сменили название на «HGP-Write: Testing Large Synthetic Genomes in Cells» (Проект «Геном человека»: Исследование крупных синтетических геномов в клетках). Причиной смены названия, как указывается, явилось то, что оригинальное название было слишком громким. Следует отметить, такое заявление в свою очередь еще сильнее создает различные подозрения, учитывая то, что сама встреча проходила за закрытыми от прессы дверями.
Комментируя вопрос о том, почему же встреча проходила за закрытыми дверями, Черч ответил, что это потому что его команда планирует опубликовать результаты работы в научном журнале и не хотела бы, чтобы эта информация появилась раньше времени. Опять же, очень странное объяснение. Зачем вообще организовывать встречу на такую важную тему, если информация об исследованиях еще нигде не была официально опубликована? Как правило, пресса заранее получает доступ к исследованиям до их публикаций, на правах неразглашения. И решение таких вопросов более-менее уже давно налажено. Но тут ситуация несколько казусная и запутанная.
Как уже отмечалось выше, Черч надеется создать полноценный человеческий геном в клеточной линии в течение 10 лет. План очень амбициозный, следует отметить. Последние попытки в этом направлении проводились научной группой американского генетика Крейга Вентера, которой удалось синтезировать простую бактериальную клетку. Однако создание искусственной человеческой клетки, как бы это сказать, выглядит несколько более сложной задачей. И это мягко сказано. Десятилетний план реализации как минимум выглядит нереалистичным. Но по крайней мере за это время мы сможем более детально изучить все возможности и перспективы, связанные с этой работой, и попробовать ответить на вопросы, ответов на которые пока нет.